Однажды в дверь моего кабинета постучали. Затем дверь приоткрылась, чья-то рука втолкнула в кабинет подростка лет четырнадцати и я услышал быстро удаляющиеся по коридору шаги. Я выглянул в коридор и увидел женщину, спешащую к выходу с этажа.
- Женщина, что это было? Вы привели ко мне чужого ребенка. Зачем?
- Это не чужой ребенок, это мой ребенок. У него проблемы. Он ведет себя безобразно! Мы записывались на прием.
- Если это Ваш ребенок, то почему же Вы уходите?
- Я спешу на работу.
- А Вам что действительно не интересно, что происходит с Вашим сыном?
- Ну, Вы же специалист! Сделайте что-нибудь!
- Ваш сын просил, чтобы Вы организовали ему встречу с психологом?
- Нет.
- То есть, у него вопросов ко мне нет?
- Наверное, нет.
- Зачем привели? Когда приводят тех, кто не просил, в этом есть какое-то насилие, правда?
- Ну, Вы же специалист.
- Правильно. Специалист может помочь решить проблему. Но у Вашего сына, похоже, проблем нет. Его устраивает жизнь, которую он ведет. И поведение его тоже устраивает. Я не утверждаю, что оно правильное. Но это Вас, в первую очередь, оно не устраивает. Это Вы не согласны жить дальше так, как Вы живете сегодня. Это Вас, в первую очередь, не устраивают сегодняшние взаимоотношения с сыном и пугает перспектива «Что же будет дальше?» Так у кого проблема? Кто должен первым встречаться со специалистом и работать над поиском выхода из сложившейся ситуации? Кто должен найти время для этого? Трудности во взаимоотношениях с детьми это проблема семьи в целом.
Опыт показывает, что в большом количестве случаев, касающихся особенностей подросткового поведения, серьезная и внимательная работа родителей с психологом позволяет им гармонизировать ситуацию в семье, даже не приводя самого ребенка на прием. Когда же мы пытаемся решать проблему семьи, работая для этого только с ребенком, мы ставим его в особо трудное положение. Проблему накапливали все, а ответственность за ее решение мы обрушиваем на самого младшего, у кого меньше всех опыта. Часто он попросту не в состоянии такую ношу понести. Это надо понимать.
Вот такой состоялся разговор. Он иллюстрирует определенную модель понимания родителями своей миссии в воспитании детей. К сожалению, приходится говорить об этом отдельно, поскольку в нашем обществе эта модель является очень распространенной: «Отведу тебя к психологу, он тебе «вправит» мозги!» А для этого действительно достаточно просто привести ребенка к двери нужного кабинета.